— субъективно-идеалистическая теория, развитая Авенариусом и его учениками (Р. Вилли, И. Петцольд-том и др.). Согласно этой теории, между нашим "Я" система( С, или центральный член) и средой система( R, или противочлен) существует П. к. (неразрывная связь). Объективный мир не может существовать без нек-рого "Я", его воспринимающего. Люди в своем "опыте" имеют дело лишь с данными в высказываниях значениями — ощущениями зеленого, холодного и т. п. ("элементы") — и "аффекциональными отношениями" приятного, истинного, известного и т. п. ("характеры"). Эта теория противоречит традиции науки, рассматривающей человека как продукт длительного развития материи, а природу — как существующую до и независимо от человека. Повторяя Беркли и Фихте, теория П. к. ведет к солипсизму. Ее исчерпывающая критика дана Лениным в книге "Материализм и эмпириокритицизм".
|