(лат. providentia — провидение) — религиозно-философское воззрение, согласно к-рому развитие человеческого об-ва, источники его движения и цель определяются таинственными, внешними по отношению к историческому процессу силами — провидением, богом. Подобный взгляд на историю неизбежно приводит к фатализму. П. присущ не только всем религиозным, но и мн. исто-рико-идеалистическим системам. Даже Гегель, правда с оговорками, признает в "Философии истории", что "провидение, и притом божественное провидение, управляет мировыми событиями". Наиболее полное воплощение идеи П., к-рый был господствующей идеологической концепцией в эпоху феодализма, находят у религиозных философов и историков, напр. у Августина, Фомы Ак-винского, фр. идеолога абсолютизма Ж. Боссюэ (1627—1704), славянофилов; в совр. философии — у представителей неотомизма и др. религиозных течении. Термин "П." употребляют и в более широком смысле — применительно к концепциям, в к-рых любые изменения (не только в истории, но и в мире вообще) рассматриваются в связи с определяющими их "замыслом" и "волей провидения" (Телеология). Апологетическая сущность и научная несостоятельность П., как и идеалистического подхода к истории в целом, доказана историческим материализмом.
|