("О—485)—греч. философ, "великий схоласт" античности, глава афинской школы и систематизатор неоплатонизма. При сохранении общей формулы неоплатоников единое — ум - ду11а П. осуществил ряд принципиальных нововведений. Особенность учения П.— четкая разработка центральной неоплатонической идеи эманации ("исгечения"), в основе к-рой лежит понятие триады. Разрабатывая метод триздического построения, П. подробно изображает механизм взаимодействия единого и многого: пребывание единого в самом себе, эманация многого из единого, возвращение многого в единое. В отличие от Плотина и следуя Ямвлиху, П. различает в едином безусловно-непознаваемое и число. Триада ума представлена им как. во-первых, мыслимое, пребывающее в себе, во-вторых, мыслящее и мыслимое одновременно, в-третьих, мыслящее, обладающее мышлением. Триада души — божественные, демонические и человеческие души. В эту иерархическую структуру бытия П. включает традиционных греч. богов, распределяя их по триадам. В отличие от Плотина и Ямвлиха П. считает, что материя — не принцип зла, а эманация первоначала, не зло и не благо. Сохранилось много произв. П., его наследие превосходит по объему все дошедшее до нас от классической античной философии. Гл. соч.: "Начала теологии", "Теология Платона".
|