основанная на кровных свя зях форма общности людей, возникшая в первобытных общинах на базе экономических отношений. Данные последних исследований свидетельству ют, что родовая общность не обязатель но присуща всем народам. Р. изначально существовал в мужской и женской формах (Патриархат. Матриархат) в качестве отдельного объединения, а в виде групп родственников, живших в разных общинах. Р. служил ядром общин, сплачивал в единое целое их членов, обеспечивал воспроизводство потомства, способного к труду и социальным отношениям, посредством регулирования брачно-семейных отношений, совместного воспитания и материального обеспечения детей. Родовые отношения обычно выступали в качестве формы социальных связей членов общины, играли определяющую роль в производстве, распределении, культовых действиях и т. д., обусловливали родовой характер управления жизнью общины (выборность старейшин и вождей из членов родового ядра общины, их сменяемость и т. п.). Т. обр., взаимодействуя, Р. и родовая община представляли социальную структуру, определяемую как родовой строй, здесь господствовала общественная собственность на землю, отсутствовала имущественная и социальная дифференциация, участие в общественных делах являлось правом и долгом всех взрослых членов общины. С развитием первобытнообщинного строя постепенно увеличивалась численность Р., они объединялись во фратрии (братства), фратрии — в племена, а те — в союзы племен. Прогресс производительных сил, развитие товарно-денежных отношений между общинами и семьями предопределили разложение Р., роль к-рого в общественной жизни уменьшается в классовом об-ве.
|