С анон .пенис Р. ф. относится к периоду расцвета Киевской Руси. Стимулирующее воздействие на ее формирование и развитие после крещения Руси (10 в.) имела духовная, в т. ч. философская, культура античности и Византии ("Источник знания" Иоанна Дамаскина, "Шестоднев" Иоанна экзарха Болгарского и др.), что нашло отражение в ряде литературных памятников рус. мысли (сб. "Пчела", "Диоптра", "Изборники" Святослава и др.; 10—13 вв.). Первым древнерус. философом был киевский митрополит Иларион, давший осмысление общественной жизни конца 10—начала 11 в., поставивший вопрос о месте рус. народа в мировой истории, обосновывавший общечеловеческую значимость духовных ценностей христианства ("Слово о законе и благодати"). Р. ф., начиная с ее ранних этапов, отличалась большим интересом к социально-нравственной проблематике, практической этике ("Поучение Владимира Мономаха", "Послания" Климента Смолятича и Никифора (12 в.) и др.). Идеи философско-исторического характера содержались в летописях. "Повесть временных лет" (11—12 вв.) трактовала о происхождении государства на Руси, о ее месте среди др. стран мира. Процессы возвышения Москвы, борьбы против нашествия Орды нашли отражение в "Задонщине" (14 в.), в "Сказании о князьях Владимирских" (15 в.) и др. соч. Господство церкви не исключало идеологических противоречий, споров (напр., между "иосифлянами" и "нестяжателями"—15 в.), появления течений, противостоявших церковной ортодоксии и феодальному гнету,— т. наз. ересей. Радикальные ереси содержали элементы рационализма (выступления М. Башкина, Ф. Косого—16 в.), соединялись с оппозиционными народными движениями, выражали тенденции ре-формационно-гуманистического типа. Повышение внимания к человеку, критика пороков феодального об-ва нашли отражение в творчестве Максима Грека (16 в.). Острая социально-классовая борьба в религиозном облачении проявилась в столкновении никониан и старообрядцев — сторонников и противников церковной реформы (17 в.). Памятником этой борьбы стало "Житие", написанное Аввакумом, одним из столпов "старой" веры. Подъем Р. ф. на новый уровень был связан с открытием высших учебных заведений: Киево-Могилянской (1631) и Славяно-греко-латинской (1687) академий, где читались философские курсы. Со второй половины 18 в. в- Р. ф. утверждается Просвещение (Козельский. Десницкий, Батурин и др.). Будучи близким западноевропейскому, оно характеризовалось рядом специфических черт, прежде всего сосуществованием не только просветительских, но и более ранних, возрожденческих и реформационных идей (Прокопович). Влиятельным духовно-общественным движением 18— начала 19 в. было рус. масонство, проявлявшееся в различных формах, примыкавших к Просвещению (Новиков), межконфессиональному христианству (С. В. Лабзин), а также разного рода мистическим религиозно-этическим исканиям. Эпоха Просвещения положила начало той линии Р. ф., к-рая была связана с достижениями науки, опытом Французской и Американской революций, поиском путей к свободе человека. Заслуга в становлении этой линии принадлежит Ломоносову, к-рый стал основателем материалистической традиции в Р. ф., и Радищеву, к-рый впервые в рус. мысли в систематической форме изложил проблему человека, положил начало философскому обоснованию в ней революционной традиции, проявившейся во взглядах декабристов и революционных демократов (Белинский, Герцен. Чернышевский и др.). В 20—40-х гг. 19 в. в России возникают философские кружки, служившие не только для интеллектуального общения, но и для апробации различных социальных проектов: кружок "любомудров" (Д. В. Веневитинов, Киреевский, В. Ф. Одоевский, С. П. Шевырев и др.), кружки Станкевича, Петрашевского и др. В 30-е гг. в связи с кризисом механистического, метафизического материализма в Р. ф. происходит переориентация в сторону идеалистической диалектики; большую известность приобрели идеи нем. классической философии, особенно Шеллинга, оказавшего влияние на натурфилософские построения рус. мыслителей (Велланский, М. Г. Павлов), на переход на позиции идеализма и религии Чаадаева. Особенности социального развития ставят в центр внимания Р. ф. осмысление национальных задач, перспектив будущего России (западники и славянофилы). Соединение философских идей Гегеля с теориями западноевропейского социализма на рус. почве положило начало социалистической традиции в России Белинский( Герцен, Огарев). Обогащенная идеями гегелевской диалектики, Фейербаха, утопического социализма, Р. ф. в 60-е гг. формирует прогрессивное направление, ядром к-рого явилась философская школа Чернышевского (Добролюбов, Писарев, Щелгунов и др.). Творчески переосмысливая традицию рус. Просвещения, оно вносит новые черты в материалистический антропологизм. Просветительская тенденция в 70—90-е гг. находит продолжение в философии народничества, оказавшей большое воздействие на рус. культуру и освободительное движение (Лавров, Бакунин, Ткачев, Михайловский, Мечников и др.). При всей утопичности и противоречивости народнических теорий классики марксистской мысли видели в них воплощение демократической альтернативы рус. самодержавию и деспотизму. Своеобразие Р. ф. проявилось в ее тесной связи с художественной культурой, идеями великих рус. писателей (Достоевского, Толстого и др.). Эта линия Р. ф. включает осмысление таких проблем, как отчуждение человека, его свобода и ответственность, соотношение между научным, социальным и нравственным прогрессом. Крупнейшим представителем рус. идеалистической философии конца 19 в. является Соловьев, создатель философии всеединства, оказавшей значительное влияние на последующую рус. идеалистическую и религиозно-философскую мысль, особенно на софиологию С. Н. и Е. Н. Трубецких и богоискательство (Мережковский, Бердяев, Розанов, Булгаков и др.). Получили распространение такие философские направления, как феноменология (Г. Г. Шлет), персонализм (А. А. Козлов, Л. М. Лопатин), интуитивизм (Лосский). причем нек-рые из них предвосхитили аналогичные построения на Западе (напр., религиозный экзистенциализм Бердяева и Шес-това). Серьезные достижения были в исследовании философских проблем общественных и естественных наук:в области философии права — Чичерин. П. И. Новгородцев, в психологии — Сеченов, Введенский, И. П. Павлов. В. М. Бехтерев, в истории и социологии — С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, Ковалевский, Н. И. Кареев, П. А. Сорокин. Самобытностью отмечено направление т. наз. "рус. космизма" (Федоров, Циолковский. Флоренский. Вернадский, А. Л. Чижевский и др.). После Октября нн. рус. мыслители-идеалисты выехали или были высланы из СССР и продолжали теоретическую деятельность в эмиграции Бердяев( Ильин. Лосский, Федотов и др.). Специфическую особенность Р. ф. составляет широкая историческая география ее идейных контактов, охватывавшая как Запад, так и Восток. В ее развитие внесли вклад представители различных народов России и близких ей стран — грек М. Триволис (Максим Грек, 16 в.), хорват Ю. Крижанич (17 в.), украинцы Сковорода. Прокопо-вич, молдаванин Кантемир (18 в.), армянин Налбандян, азербайджанец Ахундов, грузин И. Чавчавадзе, казах Ч. Валиханов (19 в.) и др. В последние годы интерес к Р. ф. значительно возрос как в нашей стране, так и за рубежом. Глубокое осмысление отечественного философского наследия — важный фактор формирования исторической памяти, высокой нравственной культуры, понимания определяющего значения гуманистических ценностей в совр. мире.
|