те чение в буржуазной теории морали, возникшее в конце 19 в., идеи к-рого развивают философы различных направлений — объективные идеалисты (Ф. Брэдли, Дж. Мак-Таггарт, Дж. С. Мак-кензи, Б. Бозанкет — Англия; Дж. Ройс—США), амер. и фр. персоналисты (Б. Боун, М. Колкинз, У. Хок-кинг, Э. Мунье, Ж. Бастид), итал. неогегельянец Кроче и др. Согласно С. э.. цель моральной деятельности состоит в реализации каждым индивидом своего "внутреннего Я", к-рое считается уникальным, неповторимым. Отсюда делается вывод, что нравственное значение поступков человека заключается в и. своеобразии, индивидуальности. Такое толкование критерия нравственности, опирающееся на принцип индивидуализма, в конечном счете приводит к волюнтаристским выводам о морали. Множество индивидуальных "Я" теоретики С. э. включают в некую всеохватывающую систему "абсолютного Я" (иногда трактуемого как бог), по отношению к к-рому первые выступают как части единого целого. С помощью такой системы якобы утверждается гармония интересов: каждый человек, руководствуясь лишь требованиями своей индивидуальной сущности, служит целому, т. е. об-ву. Апологический смысл С. э. состоит в том, что она оправдывает всестороннее подчинение индивида законам жизни буржуазного об-ва, к-рому придается вид внеисторической, надсоциальной системы.
|