Клод Анри (1760— 1825) — фр. утопический социалист. Во время фр. буржуазной революции примыкал к якобинцам; участвовал в войне за независимость в США. С.-С. разделял взгляды фр. материалистов, выступал против деизма и идеализма, противопоставляя им "физицизм", т. е. изучение природы. Решительно защищая детерминизм, он распространял его на развитие человеческого об-ва и особое внимание уделял обоснованию идеи исторической закономерности. История, считал он, должна стать такой же положительной наукой, как и естествознание. По мнению С.-С., каждая общественная система является шагом вперед в истории. Движущими силами общественного развития является прогресс научных знаний, морали и религии. Соответственно история проходит три фазы развития: теологическую (период господства религии, охватывающий рабовладельческое и феодальное об-ва), метафизическую (период крушения феодальной и теологической систем) и позитивную (будущий общественный строй). Несмотря на идеалистический подход к истории, идея объективности общественного прогресса, догадки о роли собственности и классов в развитии об-ва представляют большую заслугу С.-С. Социологическая концепция С.-С. служила целям обоснования исторической необходимости установления нового общественного строя как закономерного результата предшествующей истории. Об-во будущего, по С.-С., основано на научно и планово организованной крупной промышленности, но с сохранением частной собственности и классов. Господствующая роль в нем принадлежит ученым и промышленникам. К последним С.-С. относил и рабочих, и фабрикантов, купцов, банкиров. Всем должно быть обеспечено право на труд: каждый работает по способностям. В будущем об-ве управление людьми будет заменено распоряжением вещами и руководством производством. Утопический характер воззрений С.-С. особенно ярко проявился в непонимании исторической роли пролетариата как творца нового об-ва и революции как средства преобразования старого об-ва, в наивной надежде на то, что пропагандой "позитивной" (положительной) философии можно добиться разумной организации жизни людей. После смерти С.-С. его учение пропагандировали Б. П. Анфантен (1796—1864) и С.-А. Базар (1791—1832), а его трехстадийная теория развития об-ва оказала значительное влияние на Конта. Однако вскоре школа сен-симонистов выродилась в религиозную секту, отстаивающую слабые стороны учения С.-С. Осн. соч.: "Письма женевского обитателя к современникам" (1802), "Очерк науки о человеке" (1813—16), "Труд о всемирном тяготении" (1813—22), "О промышленной системе" (1821), "Катехизис промышленников" (1823—24), "Новое христианство" (1825).
|