(ок. 1235 — ок. 1282) — средневековый философ, один из основателей латинского авер-роизма. Преподавал на факультете искусств Парижского ун-та, за свои взгляды дважды был осужден судом инквизиции. Философская основа воззрений С. Б.— аристотелизм, преимущественно в аверроистском истолковании, хотя в ряде пунктов взгляды Авер-роэса и С. Б. существенно различались. Проблему соотношения разума и веры, философии и религии С. Б. решал менее радикально: им была сформулирована теория двойственной истины. (истины философии и теологии могут противоречить друг Другу). Рассматривая проблему отношения бога и мира, С. Б. отрицал творение богом мира из ничего, божественное провидение, разделение бытия на сущность и существование. Бог трактуется как перво-двигатель, первопричина совечного ему материального мира, а творение — как вневременной процесс. С. Б. развивал идею всеобщего детерминизма: божественная деятельность носит характер не свободно волевой, а необходимый (эта т. зр. ведет к деперсонализации бога); не существует свободы воли у человека; процессы и события на Земле детерминированы движением небесных тел (т. е. имеют не внеприродные, божественные, а естественные причины). Эта астрологическая концепция, почерпнутая из араб. философии, дополняется идеей вечного повторения, циклического характера мировых процессов. Исходя из аристотелевского понимания души как формы тела, С. Б. связывал деятельность индивидуальной души с чувственным познанием и утверждал, что она, в отличие от бессмертного человеческого разума, гибнет вместе с телом.
|