Пьер (1881— 1955) — фр. ученый-палеонтолог, философ и теолог, один из первооткрывателей синантропа. Философская концепция Т.— "христианский эволюционизм"— является разновидностью идеалистического пантеизма. Бог у Т.— "Христос эволюции" — представлен в каждой частице "ткани универсума" в виде особой духовной энергии, к-рая является движущей и направляющей силой эволюции. Развитие вселенной ("космогенез"—"христогенез") Т. изображает как ряд этапов эволюции духа, осуществляющейся посредством усложнения материи. В его концепции развития содержатся значительные элементы диалектики (скачкообразность, противоречивость и т. п.). Важное место в процессе совершенствования мира, к-рое с возникновением человека (как вершины стрелы эволюции, направленной в будущее), согласно Т., осуществляется через сознание и деятельность самих людей, принадлежит науке. Неправомерно трактуя науку как разновидность религиозного отношения к действительности, Т. надеется .устранить противоположность между верой и знанием. Значительное место в трудах Т. занимают вопросы модернизации христианства. Идеи Т. получили на Западе широкое распространение (т. наз. "тейярдизм"). Из-за противоречивости самой концепции Т. его идеи используют представители различных общественных групп, занимающих иногда противоположные политические позиции. Религиозно-идеалистические предпосылки искажают реальную картину развития действительности в концепции Т., но все же она содержит элементы оптимизма и гуманизма. Этим тейярдизм отличается от ряда др. течений совр. немарксистской философии. Осн. соч.: "Божественная среда" (1927), "Феномен человека" (опубликовано посмертно, 1956).
|