качество человеческого знания и действия, означающее строгое соответствие исторически сложившемуся или заранее установленному стандарту, образцу, норме, принципу, правилу, заданному способу действия, противопоставляемое неопределенности, расплывчатости, двусмысленности, необязательности, неточности; 2) одно из фундаментальных понятий гносеологии, логики и методологии науки, характеризующее степень (меру) соответствия научного знания реальности и особенности его организации, регулирующее процессы воспроизведения объекта в рамках научной теории. Т.—свойство как научной теории в целом, так и образующих ее элементов, находящееся в тесной взаимосвязи с истинностью. Существуют различные виды Т., специфика к-рых обусловливается объектами и методами исследования: метрическая, логико-математическая и гносеологическая Т. Метрическая Т.— знание об исследуемых объектах теории, сформулированное с использованием языка чисел и др. количественных соотношений, задаваемых посредством счета и измерения. Метрическая Т., с к-рой подтверждается любая истинная научная теория, на каждом этапе развития науки является конечной. Вместе с тем существует возможность повышения этой Т. по мере улучшения измерительной техники, причем выход на качественно новый уровень Т. измерения, как правило, носит не чисто- технический, а принципиальный гносеологический смысл, позволяя выявить ограниченность старой теории, существование ранее неизвестных закономерностей и свойств материи. Логико-математическая Т. характеризует механизм обеспечения и сохранения Т. знания. Логико-математическая Т. достигается посредством построения научной теории в таком виде, когда ее структурные компоненты (исходные понятия, образуемые из них выражения и т. д.) задаются исчерпывающим и строго однозначным способом, допускающим применение к ним единообразных, четко определяемых (алгоритмических) правил оперирования. Важнейшим логическим средством уточнения знания являются операции определения вводимых в теорию понятий, аксиоматизация (Аксиоматический метод) и формализация теории. Логическая Т. обеспечивает сохранение исходного уровня Т. утверждений теории при всех возможных манипуляциях с ними и гарантирует получение из истины только истинных предложений (но при этом самый безупречный вывод не может сделать заключение более точным, чем это имело место для посылок). Гносеологическая Т.— мера (степень) истинности знания, оцениваемая с качественной т. зр. с помощью понятий абсолютной и относительной истины и др. концептуальных средств, характеризующих конкретность истины (границы применимости теории, область адекватности теории, принципы соответствия, интервал абстракции и др.). Т. теории с гносеологической т. зр. всегда связана с нек-рой задаваемой структурой бытия областью (интервалом) ее адекватности, в к-рой обнаруживается практическая истинность отношения человека к действительности (напр., область адекватности классической механики — мир макротел, движущихся с малой по сравнению со светом скоростью). В рамках интервала адекватности теории формируемые ею законы отражают действительность не приблизительно, а точно. Если теория прошла проверку на практике и к тому же обладает пред-сказательной и объяснительной силой, то в рамках ее согласования с опытом мы можем утверждать, что она является объективной истиной и что существует особая область реальности, к-рая вполне адекватно отражается ею, и в этом смысле можно считать, что данная теория является точной. Гносеологическая Т. (подобно метрической) может быть большей или меньшей, но обнаруживается это лишь при сравнении ряда теорий (относящихся к одной предметной области), из к-рых одна является обобщением другой (напр., классическая механика и теория относительности) Т. знания — необходимая предпосылка достижения истины. Стремление к совершенствованию измерительной техники и формальных средств описания, к Т. и однозначности используемых понятий никогда не было в науке самоцелью. В конечном счете Т. всегда была важным средством, обеспечивающим большую адекватность отражения реальности, прирост нового знания. Так, уточнение и переосмысление понятий "инерция", "скорость" позволило Галилею заложить основы классической механики, а уточнение понятий "одновременность событий", "абсолютное время" — А. Эйнштейну создать специальную теорию относительности. Т. знания не может быть абсолютной, она исторически изменчива и относительна. Даже в формализованных теориях (т. е. в тех концептуальных построениях, в к-рых достигнут наивысший для совр. познания уровень Т. и строгости) методы, лежащие в основе уточнения научного здания, обнаружили свою внутреннюю ограниченность. Во-первых, любая самая далеко продвинутая экспликация понятий невозможна без опоры на достаточно нечеткие, размытые понятия естественного языка. Во-вторых, достаточно богатые формализованные теории, будучи точными, оказываются не вполне адекватными, т. к. в них нельзя получить все содержательные истинные предложения формализуемой теории. Рост научного знания осуществляется через взаимодействие точных и неточных, формальных и содержательных методов и средств исследования.
|