Сергей Николаевич (1862—1905) — рус. философ-идеалист. В 1900—05 редактировал журнал "Вопросы философии и психологии", в 1905 был избран ректором Московского унта. Мировоззрение Т. сложилось под влиянием платонизма, нем. классической философии, а также славянофилов, и особенно Соловьева. Истинное миросозерцание, по Т., можно построить лишь на основе абсолюта, понимаемого "как всеединое конкретное бытие". Это идеальное бытие раскрывает себя и как автономное сущее объект( и как "чувствующий, мыслящий, водящий" субъект, порождающий (через сложное соотношение сторон абсолютного начала) все многообразие эмпирических вещей. Пространство, время, по Т.,— формы чувственности некой мировой души, коренящейся в боге. Познание материальных и идеальных объектов действительности протекает в эмпирической (научной) и умозрительной (философской) формах. Источником знания является также вера как условие опыта и умозрения. Только через нее человек воспринимает сверхчувственную (мистическую) реальность и устанавливает ее объективность. Опыт, разум и вера дают, по Т., конкретную, целостную картину мира. "Конкретный идеализм" Т. (стремящегося примирить эмпиризм, рационализм и мистицизм) тесно связан с признанием бога как "бесконечной любви" и с идеей соборности — объединения людей в "церковном богочеловеческом организме". Будучи умеренным либералом, Т. выступал за представительные учреждения, за автономию ун-тов, оставаясь монархистом, противником социализма и революционных методов борьбы. Критику буржуазно-либеральной деятельности Т. дал Ленин. Осн. соч.: "О природе человеческого сознания" (1890), "Основания идеализма" (1896), "Учение о логосе в его истории" (1900).
|