— две взаимосвязанные стороны человеческой, деятельности. В отличие от инстинктивных действий животных человек строит свою практическую деятельность сознательно, в соответствии с предварительно выработанной целью, программой. В первобытном об-ве У. и ф. т. выступали в непосредственном единстве. Однако при низком уровне производительных сил возможность и необходимость их развития могли осуществляться только на основе разделения труда, самым глубоким выражением к-рого является отделение У. т. от Ф. т. С возникновением частной собственности, классов и государства У. т. становится привилегией господствующего класса, а вся тяжесть Ф. т. падает на долю угнетенных масс. Т. обр., возникает противоположность У. и ф. т. В разных общественно-экономических формациях эта противоположность носит различный характер. В рабовладельческом об-ве, где всякий труд считался уделом рабов, эксплуататоры даже часть функции У. т. старались переложить на них, готовя из них управляющих, врачей, артистов. В феодальном об-ве противоположность У. и ф. т. в осн. совпадает с классовым и маскируется сословным делением. Крестьянство обречено на Ф. т. как низшее сословие, "черная кость", а У. т.— это удел "благородных сословий" — дворянства и духовенства. В капиталистической формации У. т. становится профессиональным видом деятельности особой социальной группы людей — интеллигенции, используемой капиталом в качестве средства господства над Ф. т. Деление буржуазного об-ва на работников У. и ф. т. и его осн. классовое деление не совпадают, поскольку значительная часть интеллигенции входит в число наемных работников и сближается по своему положению с рабочим классом и крестьянством. В условиях научно-технической революции все более значительные слои интеллигенции начинают участвовать в непосредственном производственном процессе, выступая фактически как рабочие в "белых воротничках". В то же время появление новой сложной технологии требует формирования и нового рабочего, сочетающего в своей деятельности У. и ф. т. При социализме идет процесс формирования новой интеллигенции, хотя еще остаются существенные различия между- работниками по характеру труда, уровню культурно-технического развития. Вместе с тем создаются условия, способствующие. сближению У. и ф. т., повышению образовательного уровня, духовному развитию трудящихся. Однако окончательное преодоление этих различий будет возможно лишь на основе освобождения человека от тяжелого и монотонного Ф. т., автоматизации производства, передачи машине алгоритмизируемых функций У. т. и развития в труде творческих начал. Оно не будет означать ликвидации специфики различных видов деятельности, но сможет положить конец пожизненному прикреплению различных индивидов лишь к одному профессиональному виду деятельности. Оба вида труда станут элементами целостной деятельности всесторонне развитого человека, для к-рого участие в делах об-ва является первой жизненной потребностью.
|