— историческая перспектива и в то же время ценностный принцип, противостоящий дегуманизирующим тенденциям, имевшим место в истории человечества, и получивший свое выражение в коммунистическом идеале.-Этот принцип ориентирует на безусловные ценности добра, красоты, совершенствования человека, ведущие к претворению каждым своего универсального созидательного призвания. Согласно концепции нового мышления, эти ценности имеют первенство над всеми более частными нормами и интересами и заключают в себе критерии степени гума-нистичности любого типа социальности. Для архаических и классово-антагонистических об-в характерно принесение индивидов в жертву интересам рода. Разделение труда вместе с процессами овещнения (Овеществление) и отчуждения вели к дегуманизации, "расщеплению" человека, низведению его до составной части социальной машины, превращали в "частичного человека" Маркс( Этой ущербности, односторонности коммунистический идеал противопоставляет не просто многосторонность, но такую целостность, благодаря к-рой человек может быть подлинным субъектом и к-рая включает расцвет всех сил души и духовного мира личности. Целостность развития индивида включает в себя гармоничность троякого рода: внутриличностного мира; между личностью и другими в коллективе, социальной группе, об-ве; между человеком и природной реальностью. Гл.— первенство высших ценностей, соединение верности им с подвижностью и динамизмом, готовностью брать на себя решение новых, все более сложных задач, возникающих в ходе развития об-ва.
|