(Джованни Фидан ца) (1221—74) — итал. схоласт, учился в Парижском ун-те, где был затем проф., с 1257 — глава францисканского ордена. В 1482 был канонизирован. Объявлен одним из учителей католической церкви. Отстаивал августиниан-скую (Августин) теологию в противоположность своему современнику Фоме Аквинскому, учение к-рого (Томчзм) представляло собой попытку синтеза христианской теологии и аристотелиз-ма. Теория познания Б. опирается на неоплатонизм и пронизана мистикой. Человеческое познание Б. оценивает, даже имея в виду его вершины, включая учение Аристотеля, как темноту по сравнению с божественным светом. Истина постигается озарением, к-рое христианин получает как благодать; условие познания истины — благочестивая жизнь и молитва. В споре об универсалиях придерживался позиции реализма (Реализм средневековый). Б.— олицетворение католической ортодоксии, гонитель Р. Бэкона.
|