Сергей Николаевич (1871—1944) — рус. философ-идеалист, религиозный и общественный деятель. Закончил Московский -ун-т, преподавал политическую экономию в Киеве, Москве, Симферополе. Был депутатом 2-й Государственной думы от Орловской губернии. В 1918 принял священство. Один из гл, идеологов рус. религиозно-философского ренессанса, участник сб. "Проблемы идеализма" (1902), "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). С 1923 в эмиграции; был проф. Богословского института в Париже (1925—44). Эволюционировал от неокантианства и "легального марксизма" к трансцендентальному идеализму и "философии всеединства". Подобно Соловьеву, стремился создать универсальный синтез богословия, философии и науки. Под влиянием Флоренского увлекся проблемами софиологии. Центральное место в философии Б. заняли вопросы космологии, в т. ч. разработка таких категорий, как "мировая душа", "софия" и др. Он пытался обосновать своего рода "софиологический монизм", различая "софию божественную" (мир божественный) и "софию тварную". (мир вещественный). Оба мира интерпретируются им как тождественные, едниосушие, благодаря тому, что софия, причастная к обоим мирам, является как бы посредником между ними. Тео-космические мотивы мировоззрения Б. оказались тесно связанными с традициями рус. космизма (Федоров, Флоренский и др.). Осн. произв.: "От марксизма к идеализму" (1903), "Два града" (1911), "Философия хозяйства" (1912), "Свет невечерний" (1917), "Купина неопалимая" (1927).
|