Иосиф (1828—88) — рабочий-кожевник, один из "выдающихся социал-демократических писателей-философов Германии" Ленин( В. И. Т. 23. С. 117). Философ-самоучка, Д. испытал сильное влияние материализма Фейербаха я самостоятельно пришел к материалистической диалектике. Жил и работал в Германии, России и Америке. Осн. труды Д.— "Сущность головной работы человека" (1869), "Аквизит философии" (1887) — посвящены гл. обр. гносеологии. Сознание, по Д.,— идеальный продукт вечно существующей и движущейся материи, "универсума". Носитель сознания — мозг, часть "мирового целого". Содержание сознания — природное и общественное бытие. Познание совершается в чувственной и абстрактной формах; оно — процесс движения от относительной истины к абсолютной. Отвергая кантовский агностицизм, Д. утверждал, что познание человека в обеих формах есть образ внешнего мира, проверяемый опытом. "Универсум" он рассматривал в движении, полагая источник развития в противоречии. Однако диалектика у Д. не сложилась в научную систему, ему не удалось раскрыть полностью диалектику как теорию познания (хотя он высказал ряд нек-рых мыслей и в данной области). Это приводило Д. к уступкам релятивизму и вульгарному материализму. Д. был воинствующим атеистом, страстным пропагандистом учения Маркса и Энгельса.
|