— термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый в идеализме с особой нематериальной субстанцией. В представлениях первобытных людей Д. рассматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание и т. п.) В религии под Д. понимается некая бестелесная, бессмертная нематериальная сила, имеющая самостоятельное, независимое от тела существование в "потустороннем" мире. В идеалистической философии Д. отождествляется с тем или иным элементом сознания. У Платона это вечная идея, у Гегеля — низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей (чувствующая и деятельная Д.). В дуалистических учениях Д. понимается как нечто изначальное и существующее наряду с телом (Декарт, Спенсер, Вундт, Джеме). В домарксовском материализме (Демокрит, метафизический материализм) Д. понималась как производное, вторичное, зависимое от тела, но при этом Д., психическая деятельность, сводилась к механическим или физико-химическим процессам. Нередко отдельные философы-материалисты допускали всеобщую одушевленность мира (Ги-лозоизм). В русле идеализма неоплатонизм( Шеллинг, Соловьев) представления об одушевленной природе как организме выражались в идее "мировой души". Научное объяснение человеческой психики дается в диалектическом материализме.
|