в философии и культуре — концепция, согласно к-рой развитие подлинных ценностей науки, искусства, философии, литературы и т. д. происходит только в Европе. Истоки Е. можно видеть в противопоставлении греко-римской цивилизации "варварам". В средние вв. Е. был присущ идеологии католицизма, рассмат ривающей Рим и папство в качеств* духовного центра земли. Раннебуржуаз-ный Е. также имел религиозную подоплеку и зачастую маскировал колониа-листские устремления капиталистических стран Европы. Идеи Е. были свойственны философии Гегеля, представлившего Прусскую империю воплощением свободы и истинной культуры, взглядам фр. историка Ж. Мишле, игнорировавшего неевропейскую культуру, и др. Определенное преломление идеи Е. получили в теориях Шпенглера и Тойнби, отрицающих преемственность и возможность связей между автономными культурами. Своеобразной реакцией на эту концепцию были востоко-центризм, утверждающий заимствованный, нетворческий характер европейской культуры, теория негритюда: о превосходстве ценностей негритянской культуры и т. п. Передовые мыслители Европы, начиная с просветителей, критически относились к Е., выдвигали идеи о единой общечеловеческой и культурной истории. Продолжая в вопросе об общекультурном прогрессе линию Монтескье, Вольтера, Гердера, Гёте и др., Маркс и Энгельс отметили, что "плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограничен -ность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература" (Т. 4. С. 428). Это положение является методологической основой критики как Е., так и др. концепций культурной исключительности отдельных народов или регионов.
|