— под этим термином понимают представление о природе (иногда в более узком смысле—о неорганическом мире), исходящее из нек-рых общих физических принципов. В этом смысле Ф. к. м. была античная атомистика, физика Декарта, система Ньютона. В 17—18 вв. все попытки построения Ф. к. м. характеризовались идеей сводимости сложных явлений природы к простым механическим перемещениям дискретных частей вещества. В 19 в. в естествознании утвердилось представление о специфических закономерностях сложных, несводимых к более простым форм движения. Это представление было высказано в наиболее глубоком и общем виде в "Диалектике природы" Энгельса. Ф. к. м. 19 в. основана на иерархии форм движения и их взаимных переходах, и в этом смысле идея сохранения и превращения энергии является ее наиболее общим физическим принципом. В 20 в. законы ньютоновой механики уже не могли играть роли наиболее общих законов. На эту роль претендовали законы электромагнитных явлений, но электромагнитная картина мира ее могла охватить всю совокупность физических явлений. С др. стороны, электромагнитные поля не укладывались в рамки общей теории относительности, описывающей гравитационные поля. Попытки построения единой теории паяя, предпринятые Эйнштейном и др. физиками во второй четверти 20 в., не привели к созданию новой я цельной Ф. к. м. Основой такой картины может стать единая теория элементарных частиц и их превращений, предварительные наброски к-рой сейчас намечаются в физик. Т. обр., развитее науки подтверждает идея диалектического материализма, н-рый, по словам Ленива, отнюдь не утверждает "обязательно "механическую", а •е электромагнитную, не какую-нибудь еще неизмеримо более сложную картину мира. как движущейся материи"(Т. 18. С. 296).
|