Павел Александрович (1882 — предположительно 1943)— рус. религиозный мыслитель и ученый-энциклопедист. Развивал идеи "философии всеединства" Соловьева; стре-пился обосновать ее не только религиозно-философскими положениями, но и научными утверждениями, взятыми из области физики, математик", философии, искусствоведения ("Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи", 1914). Объективный мер ф. рассматривал как проявление веши исконных духовных и одновременно материальных, прерывных и непрерывных структур, выступающих в качестве первичных символов н организующих природу и культуру в формах "всеединства". Отсюда его стремление выработать интегральную систему взглядов с возможными сочетаниями науки и религии, культуры и технике и т. д. Руководствуясь таким ведением мнра, Ф. активно н плодотворно участвовал не только в церковной, во и в научной и культурной жизни. Гл. установка Ф. в познании мира — смена плоскостей его видения и следующее за этим взаимообогашенне науки и искусства, философии и религии. Однако осн., первичным способом "схватывания" истины является откровение. Взгляды Ф. характеризуются стремлением совместить истины науки с религиозной верой. Согласно Ф., вера определяет культ, а культ — миропонимание, из к-рого далее следует культура. Совр; богословы активно используют наследие Ф. для зашиты н пропаганды религиозного мировоззрения, хотя разносторонний характер этого наследия дает основание трактовать нек-рые его положения и в философском, и в чисто научном плане. Осн. соч.: "О духовной истине" (1911), "Первые ваги философии" (1917), "Мнимости в геометрии" (1922) и др.
|