- понятие, введенное Марксом для характеристики особенностей взаимосвязи содержания и формы в развитии н функционировании сложных системных объектов. Своеобразие взаимодействия Ф. п. с содержанием в отличие от классического отношения формы к содержанию, где содержание представляет ведущую, определяющую сторону, а форма — более или менее адекватное его выражение, состоит в том, что здесь происходит своеобразная инверсия, трансформация зависимого отношения в независимое, исторически первичного в производное, а производного в главенствующее, в результате к-рой форма приобретает самостоятельное, независимое от содержания существование, становится выражением иного содержания. нежели то, к-рое и исторически, и по существу является ее основанием, ее действительным содержанием. Таков, напр., капитал в системе буржуазной экономики, обнаруживающий "способность" к самовозрастанию безотносительно к человеческой трудовой деятельности, продуктом и формой существования к-рой он является. Механизм отделения формы от содержания, а в иных случаях и противопоставления формы содержанию коренится в особенностях становления, функционирования и развития сложных системных объектов. Обособление формы от содержания — побочный продукт взаимодействия элементов и подсистем, образующих системный объект, результат формирования присущей сложным системным объектам целостности, внутренней организованности, опосредствующей воздействия на него извне, столкновения взаимозависимостей и взаимодействий различного типа, а также "опускания" в ходе исторического становления целостности ряда опосредствующих звеньев. Неадекватность формы проявления нек-рого существенного содержания самому этому содержанию обнаруживается ,и объясняется на путях создания целостной теоретической картины происхождения, функционирования и развития данной целостности, напр. экономики, языка, познавательной деятельности. В то же время обособление Ф. п. от их реального содержания, их функционирование в об-ве н в сознании, в качестве относительно самостоятельных образований не есть простая иллюзия сознания. Поэтому Ф. п. даже и после того как раскрыта ее тайна и выработано адекватное научное понимание ее природы, не может быть просто отброшена. Она сохраняется в качестве необходимой (при известных условиях и предпосылках) формы проявления существенных отношений. Важная особенность диалектико-материалистического подхода к анализу "превращенных" или "скрытых" отношений состоит в том, что этот подход представляет собой органическое единство описания объекта как .сложной системы элементов, находящихся в тесной взаимозависимости, с исследовательской методологией, ориентирующей на анализ процесса исторического становления сложного системного объекта. Ориентация только на анализ уже сложившейся системы с неизбежностью ведет к антиисторической трактовке Ф. п. и признанию их примата над содержанием. При таком подходе Ф. п. и в самом деле выступает толькои исключительно в качестве обо" собнвшейся сущности, в качестве "готовых отношений". Последние приобретают прочность "естественных форм" прежде, чем люди приступают к их анализу. Чтобы обнаружить подлинную природу Ф. п., необходимо "генетически вывести различные формы", раскрыть процесс "формообразования в его различных фазах" Маркс( К., Энгельс Ф. Т. 26. Ч. III. С. 526).
|