(лат. futurum— будущее и греч. logos — учение, слово) — представления о будущем человечества, область знаний, охватывающая перспективы социальных процессов. Термин "Ф." предложил в 1943 нем. социолог О. Флехтхейм, имея в виду некую надклассовую "философию будущего", противостоящую идеологии и утопии. С начала 60-х гг. это понятие распространилось на Западе в смысле "истории будущего", "науки о будущем", призванной выявить прогностические (предсказательные) функции всех научных дисциплин. Поскольку перспективы социальных процессов изучаются мн. науками, термин "Ф.", ввиду его многозначности и неопределенности, с конца 60-х гг. вытесняется понятием "исследование будущего", к-рое охватывает теорию и практику прогнозирования. В зап. Ф. выделяются апологетическое, реформистское, лево-радикальное и др. течения. В 60-х гг. господствовало первое, выдвинувшее "постиндустриального общества" теорию (Белл, Г. Кан, Арон, Б. де Жуве-нель). Реформисты выступали с позиций теории конвергенции (Ф. Бааде. Ф. Полак, И. Галтунг), леворадикалы доказывали неизбежность катастрофы "зап. цивилизации" перед лицом научно-технической революции (А. Уоскоу и др.). С конца 60-х гг. в Ф. выдвинулось течение, доказывающее неизбежность "глобальной катастрофы" при существующих тенденциях общественного развития, а затем, с конца 70-х гг.,— течение, отстаивающее необходимость перехода к "новой цивилизации", построенной на принципах демилитаризации, экологизац
|