(греч. hedone—наслаждение) — принцип обоснования моральных требований, согласно к-ро-му добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страданий, а зло — как то, что влечет за собой страдание. Теоретический Г. является разновидностью натурализма в этике. В его основе лежит представление, что гл. движущим началом в человеке, заложенным в него природой и определяющим все его действия, является наслаждение. Г. возник еще в древности. В Греции п.дониками называли последователей этики Аристиппа. Наиболее развитой формы Г. достиг в учении Эпикура. Идеи Г. занимают центральное место в утилитаризме Милля и Бентама. В совр. буржуазных теориях Г. обычно присутствует лишь в качестве методологического принципа — способа определения добра, хотя большинство зап. этиков считают определение добра через наслаждение грубым упрощением и вульгаризацией моральных проблем. Г. как тип этической теории исходит из представления о морали как разновидности фетишистского сознания, противостоящего живым индивидам, и полагает, что не считающаяся ни с чем, попирающая все общественные условности ориентация на естественные человеческие влечения является более прямым путем к счастью людей, . гармонии отношений между ними. В качестве нормативной традиции Г. перешагнул границы философско-этических систем, подвергнувшись при этом ряду превращений. В реальном опыте жизни он существует в двух формах — эстетствующего аристократизма и вульгарной погони за чувственными наслаждениями, являясь в обоих случаях выражением индивидуалистической позиции.
|