— нравствен ный принцип, особенно характерный для буржуазной идеологии и морали. Теоретическая основа И.— признание автономии и абсолютных прав личности в об-ве. Теоретики эксплуататорских классов считают, что И. заложен в "неизменной человеческой природе". В действительности И. как принцип противопоставления личности коллективу, подчинения общественных интересов личным сложился с возникновением частной собственности и разделением общества на классы. В эпоху становления буржуазных отношений концепции И. сыграли свою положительную роль в борьбе за освобождение личности от оков феодализма и католической церкви (Гуманизм), но с утверждением буржуазии как господствующего класса проповедь И. приобретает все более антигуманный смысл и в конечном счете служит идеологическим оправданием отношений капиталистической эксплуатации. Законченное выражение И. получил в философии Штирнера и Ницше.
|