— направление в совр. зап. аксиологии и этике, возникшее в 20-х гг. в рамках натурализма, близкое прагматизму. Его сторонники — Р. Перри, Д. Паркер (США), Ф. Тен-нант (Англия) и др.— определяют значение для человека предметов и явлений действительности (их ценность, в т. ч. и моральную) исходя не из той объективной роли, к-рую они выполняют в об-ве, а из субъективного отношения к ним человека, его интереса. Сам же интерес понимается чисто психологически — как желание, расположение, склонность, симпатия, любовь (или, наоборот, отвращение, антипатия, ненависть), испытываемые людьми. Социальная обусловленность интересов способом жизнедеятельности человека, объективными законами исторического развития, в сущности, игнорируется. Это приводит к субъективистскому толкованию природы ценностей. Нравственность понимается как средство согласования и примирения частных интересов, добро — как то, что отвечает максимальной сумме индивидуальных интересов, а долг — в духе утилитаризма: поступай так, чтобы удовлетворить наибольшее количество существующих в данном об-ве желаний и стремлений. Историческая цель нравственности понимается как смягчение противоречий,согласование интересов конкурентов.
|