Карл (1883—1969) — представитель нем. экзистенциализма. Начал свою деятельность как психиатр, и это во мн. определило его понимание философских проблем. В психопатологических явлениях ("Всеобщая психопатология", 1913) Я. видит не выражение распада личности, а обостренные поиски человеком своей индивидуальности. Рассматривая эти болезненные поиски как ядро подлинного философствования, Я. приходит к выводу, что любая2 рациональная картина мира может рассматриваться как нечто иносказателыюе. как "рационализация" никогда до конца не осознаваемых душевных стремлений: она является лишь "шифром бытия" и всегда нуждается в истолковании. Осн. задача философии состоит, по Я-, в том, чтобы раскрыть содержание "шифра" или по крайней мере сделать ясным то обстоятельство, что в основе всех сознательных проявлении человека (науки, искусства, религия • т. д.) лежит неосознаваемая деятельность экзистенции, что господствующее в мире неразумное есть источник высшей мудрости ("Разум и экзистенция", 1935). Специфика экзистенциализма Я. ярче всего проступает в его учении о пограничных ситуациях. Согласно Я., подлинный смысл бытия открывается человеку лишь в периоды глубочайших потрясений (болезнь, смерть, неискупимая вина и др.). Именно в эти моменты происходит "крушение шифра": человек освобождается от груза своих повседневных забот (от "наличного бытия-в-ми-ре") и от своих идеальных интересов и научных представлений о действительности (от "трансцендентального бытня-в-себе"). Перед ним открывается мир его глубоко интимного существования ("озарение экзистенции") и его подлинные переживания бога (трансцендентного) ("Философия", 1932). Учение о пограничной ситуации послужило Я. основой для защиты "культурно-психологической ценности" "холодной войны" ("Атомная бомба и
|