— направление в буржуазной философии морали, получившее распространение в первой половине 20 в. в США (Ф. Вудбридж, У. Н. Шелдон) и Англии (О. Стэплдон); содержит элементы этического натурализма и объективного идеализма. Согласно К. т. э., мораль может быть понята лишь с т. зр. эволюционного развития вселенной, в основе к-рого якобы лежит некая мировая цель. Каждая ступень такого развития заранее предустановлена и осуществляется посредством приспособления к этой цели имеющихся в наличии средств. Сторонники К. т. э. рассматривают человека как часть природы и космоса, а его нравственным назначением считают дальнейшее сознательное созидание природы в свете "естественной телеологии". К этому и сводится в К. т. э. цель нравственной деятельности, к-рой тем самым придается внесоциальный космический и биологический смысл. Понимание морали как служения человека некой предустановленной цели сближает К. т. э. с религиозной этикой "естественного закона" (Неотомизм).
|