слепое пре клонение перед авторитетом к.-л. деятеля, чрезмерное преувеличение его действительных заслуг, фетишизация исторической личности. Теоретическую основу К. л. составляет идеалистический и волюнтаристский взгляд на историю, согласно к-рому ход истории определяется не объективными законами, не деятельностью народных масс, а желаниями, волей великих людей (полководцев, героев, выдающихся идеологов и т. п.). Для различных школ идеализма характерна абсолютизация роли выдающихся личностей в истории (Волюнтаризм, Младогегельянцы, Народничество). По своей природе К. л. глубоко враждебен марксистскому учению, к-рое рассматривает роль личности руководителя в тесной связи с объективным ходом исторического процесса, деятельностью народных масс. Опыт даже самого гениального руководителя не может заменить коллективного опыта млн людей. Марксизм осуждает всякий К. л. и суеверное преклонение перед авторитетами. На XX съезде КПСС (1956) были разоблачены и осуждены К. л. Сталина и связанные с ним деформации социализма, беззаконие и массовые репрессии, ставшие подлинной трагедией советского народа. В ходе перестройки разоблачение преступлений Сталина и его окружения было дополнено осуждением всей авторитарно-бюрократической системы, приведшей к ним. Устранение этой системы обеспечивается всемерным развитием демократии и гласности, построением правового государства.
|