(лат. liberalis — свободный) — направление в буржуазной теологии, философии и этике, широко распространенное в 19 в., остатки к-рого движение( "морального перевооружения" и др.) сохраняются до сих пор. Представители Л. х. (в США — В. Раушенбуш, Ш. Мэтьюз, Ф. Пибоди, в Европе — А. Ричль, Э. Трёльч, А. Гарнак и др.) выступили с идеей превращения христианского вероучения в конкретную программу решения социальных и моральных проблем движение( "социального евангелия"). От мн. др. религиозных учений Л. х. отличается оптимистическим воззрением на исторические возможности человека и об-ва, верой в "спасительную" миссию социального и научно-технического прогресса. Сторонники Л. х. стремились модернизировать христианство в соответствии с уровнем совр. науки, обращали большое внимание на рационально-логическое доказательство разумности и общественной целесообразности учения Христа, считая, что улучшение об-ва будет зависеть от убедительности его проповеди, равно обращенной к имущим и неимущим. Сторонники Л. х. в этике пытались приблизить библейские заповеди к совр. понятиям светской морали, рассматривая служение об-ву как лучшую форму служения богу. "Царство божье" трактовалось ими как общественный идеал, достигаемый человечеством в ходе истории,образ Христа — как моральный идеал, образец для простых смертных. Наступление кризиса капитализма в 20 в. подорвало социальную основу Л. х., его идеи были подвергнуты резкой критике справа неопротестантизмом.
|