(лат. lingua — язык) (известна также как "философия лингвистического анализа", "философия обыденного языка") — одно из осн. направлений аналитической философии, получившее распространение в 40—50-е гг. 20 в., гл. обр. в Англии {Райл. Дж. Ос-тин, Дж. Уисдом и др.) и в США (М. Блэк, П. Малкольм и др.). Существовали две школы Л. ф.: "кембриджская", на формирование к-рой непосредственное воздействие оказал Витгенштейн. и "оксфордская", испытавшая сильное воздействие взглядов Мура. Как и др. школы неопозитивизма, Л. ф. отрицала мировоззренческий характер философии и считала традиционные философские проблемы псевдопроблемами, возникающими в силу дезориентирующего влияния языка на мышление. Л. ф., по мнению ее сторонников, была призвана показать мнимый характер философских проблем и выявить источник их возникновения в ошибках употребления языка, выполняя тем самым, как подчеркивают представители "кембриджской" школы, "терапевтическую функцию". В своем стремлении "преодолеть метафизику" сторонники Л. ф. не только отбрасывают "онтологическую метафизику" традиционной философии, но отрицают и гносеологическую "метафизику" логического позитивизма с его принципами "непосредственно данного", верифицируемости и др. Считая анализ языка единственно возможным делом философии, сторонники Л. ф.. особенно представители ее оксфордской группы, в отличие от логических позитивистов, делали объектом своего внимания не искусственные языки-модели, а разговорный естественный язык. При этом они исходили из верного в общем положения о том, что нельзя исчерпывающе выразить богатство естественных разговорных языков в схемах какого-то "идеального языка". Однако, отказываясь от анализа всей философской проблематики отношения языка и мышления (связь языка с процессами познавательной деятельности по формированию мысленных образов, генезис языковых форм и пр.), Л. ф. обрекала исследование на эмпирическое описание различных видов употребления выражений в языке, закрывала дорогу к объяснению сущности языка и приходила в конечном счете к конвенционалистской (Конвенционализм) его трактовке. Язык для нее — средство конструирования, а не отображения мира, он превращается в нек-рую самодовлеющую силу. Измельчание философской проблематики, уход от жизненно важных вопросов науки и общественного сознания, схоластические тенденции — все это вызывало сильную критику Л. ф. со стороны мн. философов, отстаивавших принципиальную общекультурную значимость философии, хотя нельзя отрицать известное значение работ представителей Л. ф. для метафилософского исследования (Метатеория). Начиная с 60-х гг. наблюдаются тенденции отхода сторонников Л. ф. от ортодоксальной позиции чистого "анализа" и обращение к содержательным философским проблемам (П. Стросон и др.).
|