одно из направлений неокантианства. Гл. представителями этого направления были Коеен, П. Наторп, Кассирер, Р. Штам-млер. Отбросив материалистическую тенденцию в учении Канта, они перешли на позиции последовательного субъективного идеализма. Согласно учению М. ш., философия не может быть знанием о мире, она сводится к методологии и логике частных наук. Отрицая объективную действительность, философы М. ш. стремились изолировать познание от чувственного содержания и рассматривали его как чисто логический процесс конструирования понятий. При этом методология М. ш. неизбежно выступала в виде бессодержательных общих принципов, принудительно навязываемых частным наукам. Гл. из этих принципов считался т. наз. принцип долженствования, к-рый был распространен представителями М. ш. и на область социологии. Отрицая объективные закономерности общественного развития, представители М.ш. рассматривали социализм исключительно как нравственное явление, как надклассовый "этический идеал". Представители М. ш. призывали "дополнить" марксизм кантианством. Социологические идеи М. ш. оказали влияние на "легальный марксизм" в России и стали основой ревизии марксизма теоретиками II Интернационала (Бернштеин, Каутский. М. Адлер и др.).
|