тер мин, обозначающий систему философских, экономических и социально-политических взглядов Маркса и Энгельса, творчески развитых в новых условиях Лениным. Сам термин "М.-л." введен в оборот в начале 20-х гг. для обозначения нового этапа развития марксизма, связанного с деятельностью Ленина. Но Ленин никогда не претендовал на создание особой, целостной теоретико-философской системы и рассматривал себя только учеником Маркса и Энгельса, а свой вклад в теорию лишь как часть марксистского учения. Деформации идеалов и принципов социализма с конца 20-х гг. в СССР нанесли серьезный ущерб М.-л., привели к его догматиза-ции и вульгаризации, отрыву от реальных проблем жизни. Социально-критическая функция марксистско-ленинской теории подменялась апологией практической политики, получило распространение схоластическое теоретизирование и начетничество. Перестройка и радикальное обновление об-ва в Советском Союзе с середины 80-х гг. включает и обновление М.-л., возвращение к его подлинной гуманистической сути, возрождение его творческого характера. Обращение к основам М.-л. предполагает новое прочтение идей Маркса, Энгельса, Ленина с учетом исторического опыта, отказ от утопических представлений, развитие фундаментальных положений теории и методологии, принципов реального гуманизма. В настоящее время важной проблемой М.-л. является выработка нового видения социализма, опирающегося на ленинские идеи. Это предполагает исследование осн. тенденций совр. общественного развития, процессов, связанных с демократизацией политической системы социализма, радикальной экономической реформой, преобразованиями в сфере общественного сознания, культуры в целом (проблемы народовластия, самоуправления, собственности, отчуждения, социалистического рынка, межнациональных отношений и др.). Фундаментальное значение имеет утверждение нового политического мышления в сфере международных отношений, опирающегося на анализ совр. целостного и противоречивого мира. Направленное на обеспечение выживания и развитие человечества, новое мышление исходит из приоритета общечеловеческих ценностей по отношению к классовым, национальным, государственным и др. интересам, необходимости объединения усилий мирового сообщества в решении глобальных проблем в условиях мирного сосуществования и сотрудничества всех государств. Актуальным является анализ совр. ступени развития капитализма, его противоречий и потенциала,связанного с этим процесса формирования субъекта социальных преобразований на широкой демократической базе, своеобразия освободительного движения в различных по своему уровню странах мира и утверждения принципа свободы выбора каждым народом путей своего развития. М.-л. как органическая часть мировой культуры ориентирован на конструктивный диалог с различными течениями общественной мысли, обращенными к решению человеческих проблем.
|