(ок. 372—289 до н. э.) — видный последователь Конфуция (Конфуцианство). Его взгляды изложены в книге "Мэнцзы". В своих философских воззрениях М. выступал с позиций идеализма. Он считал основой процесса познания не чувственные восприятия и ощущения, а свидетельства разума. По утверждению М., мораль и этика исходят из природных качеств человека, к-рые объявляются врожденно добрыми. Этико-моральные установления, свойственные человеческой природе, исходят от "неба" — высшей целенап-равляющей силы. Он признавал также существование "врожденных способностей" и "врожденного знания". В своих социально-политических рассуждениях М. высказывал отдельные прогрессивные положения, подчеркивал мысль о главенствующей роли народа и подчиненной роли правителя, к-рого народ вправе сместить, если он не отвечает предъявляемым к нему требованиям. М. выступал с призывами к объединению страны. Его учение оказало глубокое влияние на идеологию феодального Китая.
|