одно из течений совр. немарксистской философии. Представители "Н. м." ограничивают свои изыскания в основном психофизической проблемой, подходя к ней в значительной мере в рамках терминологии естественнонаучного материализма, прибегая подчас к неореалистическим и позитивистским формулировкам. Возникновение "Н. м." связывают с работой У. Плейса "Является ли сознание мозговым процессом" (1956) и с книгой Д. Армстронга "Материалистическая теория духа" (1968). К числу осн. представителей "Н. м." принадлежат также Д. Смарт, Г. Фейгл, Р. Рорти, М. Бунге, Д. Марголис; примыкали к "Н. м." одно время У. Селларс-старший и Фейерабенд. Различают эли-минативную, редуктивную и эмерджент-ную разновидности "Н. м.". Первая из них (Р. Рорти и др.) исключает ("элиминирует") психические процессы из научного и философского рассмотрения и отвергает саму психофизическую проблему, как верно и неизбежно ведущую к дуализму. Эта версия "Н. м." утверждает, что предметом психологии и философии должно быть поведение человека, тогда как духовные явления — это несущественные "добавочные" эпифеномены. Редуктивная (лат. reductio — отодвигание назад, возвращение) версия "Н. м." склоняется к метафизическому материализму с примесью вульгарного материализма, а также нек-рых неореалистических положений (Неореализм) у Д. Армстронга и физикалистских (Физикализм) у Г. Фейгла. Эмерджентная (лат. етег-gere — появляться, возникать) версия "Н. м." (М. Бунге, Д. Марголис) отличается попытками частично использовать диалектический закон перехода количественных изменений в качественные (напр., в трактовке духовного как функции мозга, качественно несводимой к свойствам, функциям и продуктам отдельных нейронов). Представители этой версии "Н. м." не видят диалектики обратного воздействия сознания на материальный мир и социального генезиса сознания, игнорируют его социальную природу. Различие между тремя видами "Н. м." относительно, нередко у одних и тех же его представителей эклектически соединяются разные тезисы.
|