— идеалистическое направление, возникшее во второй половине 19 в. в Германии под лозунгом "Назад к Канту!" (О. Либман, Ф. Ланге). Получило распространение также во Франции (Ш. Ренувье, О. Ам-лен), в Италии (К. Кантони) и России (Введенский., Челпанов, т. наз. "легальный марксизм"). Н. воспроизводит и развивает идеалистические и метафизические элементы философии Канта, игнорируя ее материалистические и диалектические элементы. "Вещь в себе" или отбрасывается, или истолковывается субъективно-идеалистически как "предельное понятие" или познания (понятого как априорное конструирование чувственных данных), или ценностных стремлений. Наиболее полное выражение Н. получило в двух нем. школах: марбургской (Коген, П. Наторп, Касси-рер) и фрейбургской, или баденской Виндельбанд( Риккерт). Первая особое внимание уделяла идеалистической интерпретации научных понятий и философских категорий, истолковывая их как логические конструкции. В центре интересов второй — обоснование противопоставления естественных и общественных наук на основе кантовского учения о теоретическом и практическом разуме и стремление доказать невозможность научного познания социальных явлений, якобы доступных лишь аксиологически-нормативному и телеологическому рассмотрению. Н. было использовано ревизионизмом в борьбе против марксизма и сделалось чуть ли не официальной философской догмой оппортунистов из II Интернационала (Бернштейн, М. Адлер, К. Форлен-дер). Ленин и Плеханов нанесли сокрушительные удары по неокантианскому ревизионизму. Через воззрения Г. Файхингера Н. марбургской школы стало одним из источников конвенционализма венского кружка неопозитивистов, а эволюция взглядов Кассирера привела к семиотическому варианту философской антропологии. В Германии влияние Н. было подорвано появлением "критической онтологии" Н. Гарт-ман. В настоящее время рецидивы Н. пользуются влиянием в нек-рых течениях аксиологии. Близки к мотивам Н. ныне представители критического рационализма, крайне преувеличивающие роль в познании т. наз. "теоретической нагруженности" эмпирических понятии.
|