— направ ление в совр. буржуазной теологии, получившее распространение после 1-й мировой войны в Европе (К. Барт, Э. Бруннер), а в 30-е гг.—в США (Рейнгольд и Ричард Нибуры, П. Тил-лих и др.) (Диалектическая теология) Выступив с резкой критикой либерального христианства, Н. противопоставил абсолютно авторитарного бога ограниченному в своих возможностях человеку. Бог в философском учении Н. понимается как свободно творящий .свою волю субъект в противоположность пониманию бога как вечного закона в неотомиэме. Человек с т. эр. Н. в своем земном бытии враждебен богу, необходимо преступает его волю; в этом состоит принципиально неустранимая человеческая греховность. Н. объявил иллюзорными все надежды людей на исторический прогресс, развитие об-ва, науки, просвещения и подверг критике светскую гуманистическую культуру, куда Н. относит все Возрождение, философию рационализма 17—18 вв.. Просвещение, а также марксизм. Социально-историческое бытие сторонники Н. считают "неподлинным", толкающим человека на "бунт против бога", соблазняющим его рассматривать себя как независимого субъекта и творца истории. Религия (и религиозная совесть) с этой т. зр. выполняет лишь критическую функцию — разоблачение подобных греховных притязаний человека. В этике Н. это нашло выражение в противопоставлении мирской и христианской морали. Первая, с т. зр. Н., подчинена материальным и социальным интересам, приспособлена к греховной натуре человека и имеет компромиссный характер. Вторая же абсолютна и безусловна; она вне всякой целесообразности, основана на принципе любви. Но христианская мораль, по мысли сторонников Н., не может практиковаться в социальной жизни и всегда остается лишь "невозможной возможностью". Эту мораль нельзя выразить в понятиях, в системе конкретных принципов поведения. Она сводится лишь к безусловной критике всяких притязаний человека на моральность, полной покорности воле бога без попыток понять смысл и целесообразность ее требований.
|