течение в англо-амер. философии 20 в. Осн. представители: в Англии — Мур, Рассел (в ранний период деятельности), Александер, Ч. Д. Броуд; в США — Р. Б. Перри, У. П. Монтэгю и др.; в Германии — Ф. Брентано, Н. Гартман и др. В основе теории познания Н., направленной против материалистической теории отражения, осуждаемой как "дуализм", лежит идея "имманентности независимого", признание того, что познаваемая вещь может непосредственно находиться в сознании, но в то же время не зависит от познания в отношении своего существования и природы. Одна из теорий познания Н.— "эпистемологический монизм" — связана, напр. у Рассела, с махистской концепцией "нейтральных элементов" опыта и "функциональным" различением физического и психического. В онтологии Н. признает реаль-ность общих понятий, обладающих "идеальным существованием", а также независимость вещей от тех отношений, в к-рые они вступают ("теория внешних отношений"). Гносеологический источник Н.— отрыв общего от .единичных вещей, а также онтологиза-ция логических связей и понятий. В Н. существует также "космологическое" направление, развивающее на основе идеалистически понимаемой теории развития универсальные философские системы теория( эмерджентной эволюции Александера, "философия процесса" Уайтхеда, холизм Я. X. Смэтса).
|