(или "поздние славянофилы")— последователи славянофилов, выступившие во второй половине 19 в. Заимствовав у своих предшественников тезис о противоположном общественном развитии Востока и Запада и идею об особой исторической роли славян, особенно России. Н. дали консервативным сторонам славянофильства новое теоретическое обоснование. Гл. представитель течения Н. Я. Данилевский (1822—85), основываясь на ложно истолкованных методах естествознания, развил "органическую" теорию локальных "культурно-исторических типов", по к-рой каждый из них переживает своеобразную историю, проходя через этнографический, племенной (юность), государственный (зрелость) и цивилизационный (старость, упадок) периоды ("Россия и Европа", 1869). С его т. зр., "европейский тип" (т. е. буржуазная Европа) переживает период увядания, в то время как славяне вступили в пору расцвета. Поэтому именно славянское федеративное государство, возглавляемое самодержавной Россией, может "содействовать всему высокому" в человечестве. Единомышленниками Данилевского были Леонтьев и Н. Н. Страхов (1828—96), пропагандировавшии в 60-х гг. с позиции славянофильства т. наз. теорию почвенничества Достоевский( — о сближении народа ("почвы") и "образованных сословий" ("Борьба с Западом в нашей литературе", кн. 1—3, 1882—96). К Н. иногда причисляют и Соловьева, на к-рого (как и на др. рус. религиозных философов) оказали влияние ранние славянофилы (идея мессианизма и др.). Общефилософские воззрения Н. эклектически сочетали религиозный идеализм с элементами натурализма. В то же время они отвергали научную ценность дарвинизма. Теории Н., выступавших против рационализма и рассматривавших коренные социальные противоречия в рус. об-ве как аномалию, были направлены против революционного демократизма и социализма.
|