— понятие, обозначающее присущую совр. политическому процессу совокупность ценностей, идей, подходов, порожденных осознанием необходимости ненасильственного и взаимозависимого, целостного мира, выражающих планетарные интересы человечества безотносительно к его национальной, государственной, классовой дифференцированности. Н. п. м. предполагает право свободного выбора каждым народом, каждой страной собственного пути развития при сохранении исторически сложившихся политических и социально-экономических систем, политических, идеологических и философских взглядов, национальной культуры. Идеологической основой Н. п. м. является философская концепция противоречивого и вместе с тем единого взаимосвязанного мира, опирающаяся на научный анализ революционных сдвигов, происходящих в жизни мирового сообщества,— изменение социального облика мира, интернационализацию экономики,обострение глобальных проблем, появление возможности уничтожения цивилизации, активный контакт культур и др. Концепция Н. п. м. представляет собой творческое развитие ленинского принципа мирного сосуществования государств с различным общественным строем с учетом реалий жизни человечества в последней четверти 20 столетия. Принципиальной важности новый момент состоит в том, что в обстановке угрозы уничтожения человечества и всего живого на Земле мирное сосуществование уже не может рассматриваться как форма классовой борьбы на мировой арене, что заставляет пересмотреть укоренившиеся ш1ампы и представления о формах и способах разрешения конфликтов, принципах взаимообщения и сосуществования. В новых исторических условиях сужается сфера применимости политических методов и средств, основанных на насилии. Целостность, взаимозависимость совр. мира выдвигает на передний план общегуманистические ценности и приоритеты, связанные с обеспечением условии выживания человечества как такового, предполагает преодоление "образа врага", националистических, религиозных и др. предубеждений. Противоборство различных социально-экономических систем не должно доводиться до раскола мирового сообщества на два "непроницаемых" фрагмента цивилизации. Расчленение мирового хозяйства, технологии, торгово-кредитных отношений по политико-идеологическим признакам бесперспективно. Существует и расширяется сфера общих интересов всех совр. государств и народов; своего рода внутренняя ось фундаментального единства, растущей консоли-дированности человечества — жизнь и общечеловеческая ответственность за ее поддержание. Практическое свидетельство этому — возрастание значения глобальной проблематики (Глобальные проблемы), захватывающей жизненные интересы всех и каждого. Именно глобальная проблематика выступает тем оселком, на к-ром в наши дни проверяется серьезность, обоснованность, жизнестойкость политических программ, курсов, линий. С философской т. зр. новая акцентировка приоритетов свидетельствует о растущей потребности в усилении разумного начала в организации общественной жизни: развитие .человечества не должно быть стихийным и должно стать в большей мере подконтрольным сознательному регулированию общественного развития в интересах человека и человечества. Перспективы социального прогресса, т. обр., оказываются тесно связанными с тем, насколько органично удастся совместить, срастить политику с рациональностью, добиться того, чтобы политика и разумность стали неразделимы. Политика должна переориентироваться на выполнение качественно новых функций, усиливающих центростремительные начала в человечестве, отдающих безусловный приоритет в нынешней экстремальной ситуации общечеловеческим ценностям и интересам. Все др. ценности и интересы, в т. ч. и классовые, должны оцениваться исходя именно из этой перспективы. Новая акцентировка приоритетов социального развития человечества, вытекающая из Н. п. м., не означает отказа от классового подхода к явлениям общественной жизни, но заставляет конкретизировать и обогатить диалектику классового и общечеловеческого. Философско-ме-тодологическим основанием Н. п. м. является материалистическая диалектика. В свою очередь, утверждение Н. п. м. вносит существенные коррективы в сложившиеся методы и стиль философствования, ориентируя на полное преодоление ортодоксии и догматизма, боящихся творческой мысли. Нормой исследовательской работы в области философии должны стать полемика, состязательность предлагаемых философами-марксистами подходов и идей, диалог с иными философскими теориями. Особенно важным в свете Н. п. м. является диалог с философскими школами и течениями, по-своему позитивно усвоившими, принимавшими либо нек-рые идеи и теоретические понятия, либо целые концептуальные блоки марксизма, выступающих с позиций гуманизма и защиты общечеловеческих ценностей (отдельные направления в совр. философии и методологии науки, философско-со-циологические изыскания теоретиков франкфуртской школы, нек-рые варианты экзистенциализма и т. д.).
|