(греч. noqs — ум, разум и sphaira — сфера, т. е. сфера разума) — термин, обозначающий такую стадию развития биосферы, при к-рой разумная деятельность человека становится определяющим фактором глобального развития. Нек-рые ученые считают употребление понятия "Н." спорным и предлагают вместо него др.: "антропосфера", "социосфера", "тех-носфера". Термин "Н." был введен в 1927 фр. учеными Э. Ле-Руа (1870— 1954) и Тейяром де Шарденом, рассматривавшими Н. как идеальное образование, как особую внебиосферную "оболочку мысли" планеты. Пытаясь обосновать уникальность человека как составной части биосферы, Тейяр де Шарден отрывает сознание от непосредственных материальных носителей, рассматривает Н. как "мыслящий пласт", к-рый, "зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных — вне биосферы и над ней". Принципиально иное содержание вкладывает в понятие "Н." Вернадский. Для него оно стало логическим завершением разработанного им учения о биосфере. Приняв этот термин в начале 30-х гг., он трактует Н. как результат человеческой деятельности, неизменно возрастающий благодаря развитию науки. "Биосфера XX столетия,— писал Вернадский,— превращается в ноосферу, создаваемую прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человека". По его мнению, вокруг Земли действительно образовалась "оболочка" антропогенного происхождения. однако это не идеальная сфера, а определенная ступень, этап в развитии биосферы, когда сознательная преобразующая деятельность людей становится реальной движущей силой этого развития. Возникающая т. обр. "сфера разума" есть явление материальное, т. к. и биосфера, и разум человека, и его деятельность рассматриваются им с материалистических позиций. Н., т. обр., следует понимать как высшую ступень интеграции всех форм существования материи, когда любая преобразующая деятельность человека -будет основываться на научном понимании естественных и социальных процессов и органически согласовываться с общими законами развития природы. Это означает, что человек должен взять на себя всю ответственность за дальнейшую эволюцию как биосферы в целом, так и самого себя. В свете совр. представлений о мире решение этой задачи лежит на пути решения глобальных проблем, и в первую очередь устранения угрозы ядерного самоуничтожения человечества.
|