(лат. optimus — наилучший и pessimus — наихудший) — два противоположных отношения к ходу событий: О.— это убеждение и вера в лучшее будущее, в возможность торжества добра над злом, справедливости над несправедливостью; П. же проявляется в воззрениях, согласно к-рым события идут к худшему, в упадочнических настроениях, в отсутствии веры в торжество добра и справедливости. В истории философии оптимистическое мировоззрение так или иначе проповедовали мн. мыслители: напр., Аристотель, Эпикур — в древности, Лейбниц — в новое время. Последний считал, что существующий мир является лучшим из всех возможных миров. Абсолютный О. Лейбница в конечном счете приводил к оправданию зла, несчастий, бед в жизни. П. обосновывали нем. философы-иррационалисты Шопенгауэр и Э. Гартман, тал. поэт Дж. Леопарди. П. характерен для мировоззрения отживающих классов. Крайности О. и п. пытались преодолеть представители мелиоризма (лат. melior — лучше) — воззрения, признающего зло неизбежным, но считающего, что мир можно улучшить при помощи человеческих усилий. Этот термин был введен в 19 в. англ. писательницей Дж. Элиот и фр. философом-Дж. Селли. Сторонники мелиоризма считают, что улучшить мир можно лишь путем индивидуального совершенствования, путем просветительства. Марксистская теория утверждает исторический О., основывающийся на научном познании законов общественного развития.
|