(лат. persona-личность) — совр. философское течение, использовавшее мотивы монадологии Лейбница и получившее распространение в буржуазной философии конца 19 — начала 20 в. Отличительной чертой П. является признание "личности" первичной реальностью и высшей духовной ценностью, причем "личность" понимается как духовный первоэлемент бытия. Согласно концепции П., природа — совокупность духов-"личностей". "Верховная личность" в П.— это всемогущий бог (П. в конечном счете выступает как разновидность теизма). Основателем П. в США был Б. Боун (1847—1910). К П. в США примыкали также М. Калкинс (1863—1930), А. Кнуд-сон (1873—1954). Его гл. представители в амер. философии: лидер калифорнийской школы Р. Флюеллинг (1871— 1960) и лидер бостонской школы Э. Брайтмен (1884—1954). Все они тесно связывают П. с протестантской теологией. В Англии наиболее известным представителем П. был X. Керр (1857—1931), в Германии—психолог В. Штерн (1871—1938). Однако в их учениях нет характерной для амер. персоналистов прямой связи с теологией. Осн. социальная задача, согласно П., заключается в том, чтобы преобразовать "личность", т. е. способствовать ее духовному самосовершенствованию. Особую позицию занимает группа фр. персоналистов; ее основатели:Э. Мунье (1905—50), Ж. Лакруа (р. 1900). Эта группа интеллигенции, объединившаяся вокруг журнала "Esprit" (основан в 1932), представляет левые католические круги, к-рые участвовали во фр. движении Сопротивления, а в 70-х гг. выступили в защиту мира и буржуазной демократии.
|