течение в античной философии, восходящее кдревне-греч. философу, математику и астроному Пифагору (2-я половина 6 в. до н. э.). Выделяют 4 этапа в развитии П.:1) ранний, доплатоновский П. (конец б в.— середина 4 в. до н. э.): Пифагор, Гиппас, Филолай. Архит; 2) П. платоновской Академии (4 в. до н. э.): Платон, Спевсипп, Ксенократ; 3) эллинистический П. (конец 4 в.— I в. до н. э.): трактаты, приписывавшиеся Пифагору и другим ранним пифагорейцам; 4) неопифагореизм (1 в. до н. э.— 3 в. н. э.):Аполлоний Тианский, Модерат из Га-леса, Евдор Александрийский, Плутарх Херонейский, Нумений. Конкретные обстоятельства жизни основателя П.— Пифагора — столь же малоизвестны, как и его учение. В Кротоне (Южн. Италия) он учредил просуществовавший до 4 в. до н. э. союз, имевший целью нравственно-религиозное преобразование жизни. Пифагорейский союз также был научно-философской школой. В союзе было 2 ступени: акусматики (эксотерики, послушники) и математики (эсотерики, ученые). По свидетельству Аристотеля, пифагорейцы первыми серьезно занялись математикой; отсюда развивалось учение, согласно к-рому число — основа всего сущего, а числовые отношения, пропорции — отражение мировой гармонии сфер. Орфическую традицию продолжает пифагорейское учение о бессмертии души и метемпсихозе (переселении душ). Пифагорейский союз распался из-за политических разногласий и гонений. Платоновская Академия развивала нек-рые элементы П.: учение о судьбах бессмертной души; понимание чисел и вообще математических принципов как элементов действительности; космологические идеи. Принципиально новым было признание чисел самостоятельно существующими чисто идеальными сущностями, полностью оторванными от чувственного мира. Эллинистический П., опираясь на пифагорейскую традицию, использовал также идеи Платона и Аристотеля. Неопифагореизм тесно связан со средним платонизмом. Гл. задачей философии было провозглашено почитание бога. Начало сущего — обожествленная, сверхбытийная единица, творящая множество, т. е. мир и человека. Человеческая душа, заключенная в темнице тела, путем аскетики и нравственного самоусовершенствования, очищения возвышается к богу и в мистическом экстазе сливается с ним. Неопифагорейцы признавали теорию метемпсихоза, считали основателя школы полубожественным существом. Мн. идеи неопифагореизма усвоены неоплатонизмом.
|