— нормативная форма выражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Данный принцип и соответствующие ему форма общественного сознания, тип отношений, система норм и т. д. отражают специфику П. и его отличие от всех иных видов социальной регуляции — моральной, религиозной, уравнительной, приказной и т. д. Признание формального равенства фактически различных людей подразумевает их свободу и независимость друг от друга. Только свободные люди могут быть субъектами П., и там, где нет свободы, не может быть и П. На тех ступенях социальной эволюции, где еще сохраняется полная или частичная несвобода (рабство, крепостничество, др. формы личной несвободы), само пользование правовой формой представляет собой привилегию немногих — П.-привилегию. Но как бы ни был узок круг субъектов того или иного правового отношения, регулируй^ щая его правовая норма (и П. в целом) носит абстрактно всеобщий (равный для всех) характер и тем самым в сфере своего действия отвергает произвол и привилегии по к.-л. индивидуальному и частному основанию. С этой абстрактной всеобщностью П. связана и присущая ему справедливость, к-рая выражает и олицетворяет правовое начало— принцип абстрактно-всеобщего формального равенства и свободы. В условиях государственно организованного об-ва без многообразных видов официального признания, выражения и защиты правовой формы, без четкого, ясного и общедоступного формирования требовании принципа правового равенства в виде конкретизированных и определенных норм общеобязательного закона и санкций за их нарушение невозможно нормальное и эффективное функционирование П. как регулятора и формы общественных отношении. Но объективный процесс формирования П. с присущими ему специфическими свойствами, независимыми от законодателя, следует отличать от субъективной, сознательно-волевой процедуры его формулирования в виде тех или иных общеобязательных актов и норм. Не официальная принудительность создает принцип формального равенства и др. объективные свойства П., а, наоборот, они (в силу своей объективной общезначимости) порождают необходимость их признания, реализации и защиты в общеобязательных формах (хотя на практике общеобязательными могут фактически признаваться и наделяться законной силой также и неправовые нормы). Поэтому закон в широком философско-правовом смысле этого слова, охватывающем все официально признанные нормы и источники действующего П., может как соответствовать П. (таков правовой закон) так и расходиться с ним. Центральная проблема всех направлений теории и философии П. прошлого и настоящего — проблема соотношения П. и закона. Согласно диалектической концепции правопонимания, закон — это форма конкретизации П., конкретная форма его выражения и действия. Отсюда вытекает двуединое требование: П. (и только П.) должно стать законом, закон должен быть правовым (не только по наименованию, но и по своей сути и содержанию). Противоположный подход характерен для Представителей различных версий юридического позитивизма, с т. зр. к-рых П.— это установление официальной власти, а отличительный признак П.— его принудительность, благодаря к-рой нечто неправовое впервые становится П. При таком подходе стирается всякое различие между П. и произволом, а сам закон из правового явления формы( выражения П.) превращается в средство противоправного нормотворчества и инструмент насилия. В советской теории П. до середины 30-х гг. доминировало нигилистическое отношение к П. как по своей сути явлению буржуазному, широкое распространение получили представления о невозможности формирования собственно социалистического П., о замене П. принципом целесообразности, организационно-техническими нормами, централизованным плановым началом и т. п. В дальнейшем этот правовой нигилизм был по существу сохранен и модифицирован в юридико-позитивистском духе:признав социалистическое П., фактически стали трактовать его в осн. как совокупность приказных норм и установлений господствовавшей тогда административно-командной системы. В 70— 80-е гг. в теории П. стало складываться новое направление, опирающееся на концепцию различения П. и закона и ориентированное на критику антиправового законодательства, обоснование необходимости и социальной ценности правового закона. Разработка этой концепции и реализация ее положений и требований стали в совр. условиях одним из важнейших факторов правового обеспечения перестройки, соблюдения прав и свобод личности, движения к социалистическому правовому государству.
|