Петр Могила - киевский митрополит (1596 - 1647). Отец его был сперва господарем Валахии (1601 - 1607), потом Молдавии (1607 - 1609). В 1612 г. Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзой, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники. В Львовском братском училище Петр получил образование в строго православном духе, решительно враждебном унии. Он закончил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. Языками латинским и греческим он владел вполне. Сначала он был военным, участвовал в хотинской битве; но, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, решил принять духовный сан. В 1627 г. он был избран Киево-Печерским архимандритом, номинально подчинявшимся константинопольскому патриарху, но не киевскому митрополиту, и носившим титул ""великого архимандрита"". Иов, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Во время архимандритства Петра Могилы и под его руководством состоялось (1628) осуждение ""Апологии"" Мелетия Смотрицкого (см. XIX, 24); тогда же определилась вражда между преемником Борецкого Исаией Копинским и П. Могилой. П. Могила, не желая ни в чем повиноваться митрополиту, устроил отдельно от киево-братской школы при киевской лавре высшее училище ""для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках"" (1631); но когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили ее исключительно власти константинопольского патриарха, Петр соединил свою лаврскую школу с братской. В 1632 г., при избрании королем польским Владислава IV, представителем киевлян в Варшаве был П. Могила. Он выхлопотал признание легального существования православной церкви наряду с униатской; одним из условий этого соглашения было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Митрополит киевский Исаия Копинский был признан лишенным сана, а на его место был выбран П. Могила с сохранением лаврского архимандритства. ""Деградование"" Копинского и посвящение П. Могилы состоялось во Львове (1633) и было совершено львовским епископом, как экзархом константинопольского патриарха. Затем Петр Могила отправился в Киев, где его при въезде встретили двумя известными панегириками - от лаврской братии и братской школы. После того как Исаия, не без борьбы, оставил свою кафедру, Петр приступил к отобранию от униатов монастырей и церквей, в том числе Софийского собора и Выдубецкого монастыря. Старинную церковь Св. Владимира Спаса на Берестове он восстановил и устроил, а также церковь трех Святителей, которую отдал братскому монастырю. В 1635 г. отрыты были и очищены от развалин остатки Десятинной церкви. Средства для упорядочения церквей и монастырей Петр Могила брал отовсюду: от лавры, из своего личного имущества, из пожертвований благочестивых людей, наконец, обращался за помощью и к московскому царю. Особенное внимание обратил Петр Могила на киево-братскую, называемую Могилянской, школу; хлопоты о переименовании ее в академию были неудачны, но она была вполне устроена и обеспечена. Преподавательский персонал был при Петре Могиле на высоте своего призвания; профессора, раньше чем приступать к преподаванию, посылались для учения за границу. Много огорчений доставлял Петру Могиле киевский воевода, ярый католик Ян Тышкевич , всеми мерами преследовавший студентов школы, весьма часто вполне несправедливо. В бытность свою митрополитом Петр Могила издал, между прочим, следующие книги: ""Евангелие Учительное, поучения на праздничные и воскресные дни константинопольского патриарха Каллиста"" (1637; в 1616 г. это Евангелие в первый раз было издано на западнорусском литературном языке); ""Аифологион, сиречь молитвы поучения душеполезные в душевную пользу спудеев"" (1636); ""Евхлогион, альбо молитвослов"" (или требник; 1646). Петр Могила приготовил к изданию Катехизис для всех православных христиан; он подвергался обсуждению на киевском соборе 1640 г. и ясском 1643 г., был разослан для проверки и одобрения восточным патриархам, но напечатан был только в 1662 г., в Амстердаме, на греческом языке. Ради крайней нужды в подобной книге Петром Могилой было издано ""Собрание короткой науки об артикулах веры православных кафолических христиан"" (1645). Для изданной Петром Могилой книги Афанасия Кальнофойского ""Teratupgema"" (греч.) (1638) сам Петр доставил рассказы о чудесах печерских. В составлении резко-полемического сочинения ""Lithos"" (греч.) (см. Лифос, XVII, 856). Петр принимал большое участие. Из проповедей Петра Могилы известны две: ""Поучение о Кресте Господа нашего и каждого христианина"" и ""Слово на брак Януша Радзивилла"". Записки Петра Могилы отчасти напечатаны в ""Киевских Епархиальных Ведомостях"" 1861 - 1862 годов. Наконец, Петром Могилой были задуманы две колоссальные работы: ""Жития святых"" (эта работа исполнена была уже только Дмитрием Ростовским) и исправление и установление славянского текста Библии, выполненное не раньше половины XVIII столетия. См. Голубев ""П. Могила и его сподвижники"" (т. I, до начала служения Петра Могилы в сане митрополита); Бантыш-Каменский ""Историческое извещение об унии""; Крачковский ""Очерки униатской жизни""; профессор Тарновский ""П. Могила"" (""Киевская Старина"", 1882, № 4); Левицкий ""Уния и Петро Могила"". И. Ж-цкий.
|