Бараташвили, Николай Мелитонович, князь, грузинский поэт. Родился 22 октября 1816 года, умер 9 октября 1845 года в Елизаветполе. В 1893 году останки его перевезены в Тифлис и преданы погребению в Дидубийской церкви. 9 октября 1905 года освящен памятник на его могиле в присутствии депутаций с разных концов и учреждений Грузии. Б. - один из самых талантливых и популярных грузинских поэтов. От природы одаренный жгучим даром ораторского слова и поэтического огня, он угас во цвете лет, вдали от родины, среди татарского населения, облеченный ролью уездного администратора. Детство Б. прошло под гнетом сурового семейного деспотизма, отрочество было омрачено стесненным материальным положением, преградившим ему путь к университетскому образованию. Для военной службы он оказался непригодным, так как во время пляски сломал себе ноги и остался навсегда хромым. Крушение первых его надежд послужило зародышем того негодующего ропота, которым проникнуто творчество ""грузинского Байрона"". Отец поэта, чиновник при наместниках кавказских, и мать, образованная женщина, которой брат ее, поэт, князь Григорий Орбелиани, посвятил задушевное стихотворение, жили открыто и промотали огромное состояние. Девятнадцатилетний поэт, еще на гимназической скамье написавший не дошедшую до нас поэму ""Иверийцы"", должен был поступить канцелярским чиновником в экспедицию суда и расправы в Тифлисе. Ведя рассеянный образ жизни, он рано почувствовал ""сиротство души"". Горе сближает его с природой, которую он изображает то с грациозной мягкостью, то с меланхолической грустью в стихотворении: ""Сумерки на горе св. Давида"". Мечты его быстро разлетаются, обращаясь в душевные язвы. Минутное утешение, связанное с горечью, он находит лишь в воспоминанье о былом: ""Но сердце в тот же миг в груди еще больней забьется, когда о счастье вспомню я, утраченном навек"" (""Суровый ветер налетел""). Душевные невзгоды и безотрадные мысли при виде пустоты, царившей в окружающем обществе, покрывают мраком все порывы и упования поэта. Им овладевает мятежный дух сомнения: ""Скажи, кто звал тебя, судьбы моей злой гений, чтоб жизнь мою и мысль навеки отравить?"" (""Злой гений""). ""Что такое человеческая жизнь, как не бездонный, не наполнимый сосуд? Где тот, который довольствовался бы тем, что раз исполнилось его заветное желание?!"" Не находя ни в ком участия и отзвука на волнующие его вопросы, Б. обращается к религии и изливает свои скорбные чувства в ""Молитве"": ""О, Боже, на грешного сына воззри и лютые страсти мои усмири!"" Другой образец умиления он дал в стихотворении ""Обрел я в пустыне божественный храм"". Утешение он черпал в надежде на конечное торжество добра над злом, на примирение человечества с Богом и природой. В стихотворении ""Гиацинт и чужестранец"" он проводит мысль, что каждый должен действовать согласно с природой и с своим назначением. Венцом его творчества считается стихотворение ""Пегас"" (ср. ""Фариса"" Мицкевича), в котором нашли блестящее выражение буйный спор с житейскими волнами и беззаветное служение гражданскому знамени. - В русском переводе имеются его произведения в сборниках стихотворений И.Ф. Тхоржевского, В.Л. Величко , В. Лебедева, Л. Кипиани, Т. Бекхановой, кн. С. Амираджиби и других. Обзор его жизни и деятельности - в ""Очерках по истории грузинской словесности"", А.С. Хаханова , вып. IV (М., 1907), и в ""Жизни замечательных людей Грузии"" (№ 1, Тифлис, 1905). А. Хаханов.
|