Порфирьев (Иван Яковлевич, 1823 - 1890) - историк литературы. Сын сельского священника вятской епархии, воспитанник Казанской духовной академии, Порфирьев состоял в последней профессором истории русской словесности; исполнял обязанности помощника ректора, редактировал орган академии ""Православный Собеседник"". Когда в Казанскую академию была доставлена, в 1855 г., соловецкая библиотека, богатая малоизвестными до тех пор старинными рукописями, Порфирьев стал излагать в своих лекциях преимущественно результаты своих занятий древнерусской письменностью. Эти лекции послужили материалом для известного труда Порфирьева ""История русской словесности"", первая часть которой - ""Древний период. Устная народная и книжная словесность до Петра Великого"" - вышла в 1870 г., I отдел второй части - ""От Петра Великого до Екатерины II"" - в 1881 г., II отдел той же части - ""Литература в царствование Екатерины II"" - в 1884 г. (за эту часть книги Порфирьев получил Макарьевскую премию), третья часть - ""Литература в царствование Александра I"" - в 1891 г. ""История русской словесности"" Порфирьева является лучшим пособием для ознакомления с древнерусской словесностью; она выдержала несколько изданий и в сокращенном виде употребляется в средне-учебных заведениях. Будучи одним из главных членов комиссии по описанию соловецких рукописей, Порфирьев издал с довольно обширными предисловиями-исследованиями, вновь или по новым спискам, следующие памятники древнерусской письменности (в ""Православном Собеседнике"" и его ""Приложениях""): ""Три послания Игнатия, митрополита Тобольского"" (1855), ""Просветитель преподобного Иосифа Волоцкого"" (1855 - 1857), ""Молитва на всю седмицу, святого Кирилла, епископа Туровского"" (1857), ""Сказание преподобного Нестора о житии и убиении благоверных князей Бориса и Глеба"" (1858), ""Сочинения Максима Грека"" (1859 - 1862), ""Сказание о блаженном Петре, царевиче Ордынском"" (1859), ""Житие преподобного Трифона Печенегского, просветителя лопарей"" (1859), ""Слово в похвалу преподобного Зосимы и Савватия Соловецких"" (1859), ""Житие преподобного Елеазара Андерского"" (1860), ""Несколько поучений Фотия, митрополита Киевского"" (1860 - 1861), ""Послание Филофея, старца псковского Елеазарова монастыря, к дьяку Мисюрю Мунехину"" (1861). Сюда же относятся: ""Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях"" (""Сборник II отделения Академии Наук"", т. XVII, 1877 и отд.) и ""Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях"" (там же, 1890 и отд.). Из других трудов Порфирьева выдаются: ""Употребление книги Псалтирь в древнем быту народа"" (в ""Православном Собеседнике"", 1857, IV), ""О чтении книг в древние времена России"" (ib., 1858, II), ""О почитании среды и пятницы в древнерусском народе"" (ib., 1859, I), ""Об источниках сведений по разным наукам в древние времена России"" (ib., 1860, I), ""Аллегорические изображения времен года"" (ib.), ""Домострой Сильвестра"" (ib., 1860), ""Об успехах церковной проповеди в народе"" (ib., 1862), ""Апокрифические сочинения в древней письменности"" (ib., 1869, II), ""Народные стихи и легенды"" (ib., 1869, III), ""Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях"" (Казань, 1873; докторская диссертация), ""О соловецкой библиотеке, находящейся в Казанской духовной академии"" (в ""Трудах IV Археологического Съезда"", т. II, 1878) ""Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге"" (в ""Отчете о присуждении наград графа Уварова"", 1890). См. ""Православный Собеседник"", 1890, № 11 и статью Г.З. Елисеева ""Из далекого прошлого двух академий. По поводу смерти И. Я. П."" (""Вестник Европы"", 1891, январь).
|