Сергий - основатель монашества и монастыря на острове Валааме. Сведения о нём очень скудны и разноречивы. По местной валаамской легенде, носящей в рукописи заглавие: ""Оповедь"", бывшей в распоряжении составителя книги ""Валаамский монастырь"" (изданной самим монастырём в 1864 году), начало христианству на Валааме положено еще святым апостолом Андреем, который, посетив Киев и Новгород, побывал и на Валааме. Позже, но все-таки довольно близко ко времени Андрея, упоминается в ""Оповеди"" Сергий, ""преподобный"" по жизни, который был не из местных обитателей, а пришлый ""с восточных стран""; некоторые считали его за грека, а другие - за новгородца, даже за бывшего новгородского посадника. Оставшись на Валааме, Сергий занялся строением бойниц для защиты от нападавших шведов (?), тесал камни правильных форм, чертил на них письмена и так далее. ""Оповедь"" описывает его как ""изобразителя"", то есть умеющего делать изображения на дереве и камне. Будучи монахом и пресвитером, Сергий стоял во главе и гражданского управления острова. Он обратил ко Христу местного властителя Мунга, язычника, назвав его при крещении Куартом. Достоверность всех этих сказаний ничем не подтверждена. Преосвященство Арсений (в ""Летописи церковных событий"", Санкт-Петербург, 1880) категорически утверждает, что преподобный Сергий и Герман (см. VIII, 529) положили основание Преображенской обители на Валааме в 1329 году. Того же мнения держится и архимандрит Игнатий , автор ""Кратких жизнеописаний русских святых"" (Санкт-Петербург, 1876). С древних времён тела Сергия и Германа, остававшиеся нетленными, чтились в России как святыня. В 1819 году санкт-петербургский митрополит, к епархии которого принадлежал Валаам, ходатайствовал о полной канонизации Сергия и Германа Валаамских, так как ""свидетельств о их чудесах довольно есть"". Память их 28 июня. См. ""Исторические сведения о санкт-петербургской епархии"", составленные и изданные санкт-петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом (том IV, Санкт-Петербург, 1875). Н. Б-в.
|