Скородумов (Гавриил Иванович, 1755 - 1792) - гравер, сын ""комнатного"" (декоративного) живописца, в отроческом возрасте был определен им в воспитанники Академии Художеств. Обучаясь в ней живописи масляными красками, акварели и гравированию, получил в 1771 г. малую серебряную медаль за рисунок с натуры, а в 1772 г. большую золотую медаль за гравюры ""Лот с дочерьми"" с картины Лагрене и ""Натурщик"" с этюда А. Лосенка . В следовавшем затем году отправился в Лондон в качестве пенсионера академии. Здесь вскоре бросил резец, которым гравировал до того времени, и под руководством Бартолоцци принялся работать пунктирной манерой, бывшей тогда в большой моде. В Лондоне он имел значительный успех. В 1782 г. Скородумов возвратился в Петербург и в 1785 г. был признан академиком гравирования с титулом гравера Кабинета Ее Величества и назначением в смотрители гравюр эрмитажного собрания. Кроме гравирования он занимался в Петербурге акварельной и миниатюрной живописью, писал по заказам Кабинета портреты августейших особ для жалуемых перстней и табакерок и исполнял другие подобные работы. Всех эстампов, гравированных этим художником, известно 67; те из них, которые выполнены резцом, не имеют большого значения, тогда как работанные пунктиром не уступают в отношении достоинства лучшим произведениям Бартолоцци. Особенно хороши среди этих гравюр женские головки и воспроизведения различных исторических и жанровых картин Ангелики Кауфман (""Улис в доме Ликомеда"", ""Жертвоприношение Церере"", ""Три танцующие Грации"", ""Абелар и Элоиза, застигнутые Фюльбером"", ""Прощание Абелара с Элоизой"" и пр.). Гравированные Скородумовым портреты по большей части встречаются очень редко, некоторые же из них, как, например, портреты Е.Р. Дашковой , ее семейства, гр. П.А. Брюс, И.-Г. Шварца и гр. Н.П. Румянцева , известны в самом ограниченном числе экземпляров. В Императорском Эрмитаже имеется полное собрание гравированных Скородумовым портретов и целая книга его мелких гравюр.
|