Ставассер (Петр Андреевич) - скульптор, родился в Санкт-Петербурге, в 1816 г., одиннадцати лет от роду был определен в воспитанники Императорской Академии Художеств и, по увольнении своем из нее, в 1833 г., вследствие произведенных в ней преобразований, снова поступил в нее штатным академистом. Главным наставником его в академии был профессор С. Гальберг . Ставассер быстро выказал свои блестящие способности и получил две малые серебряные медали (в 1835 и 1837 гг.), большую серебряную медаль (в 1838 г.) и малую золотую медаль (в 1838 г., за барельеф ""Давид играет перед Саулом на арфе""). Окончив курс в 1839 г. с званием художника XIV класса и с большой золотой медалью, присужденной ему за статую ""Молодой удильщик"" (бронзовый экземпляр ее находится в Петергофе, на Царицыном островке; кроме означенной медали, она доставила художнику другую золотую медаль, установленную для отличившихся в экспрессии), Ставассер, в ожидании своей отправки на казенный счет в чужие края, изготовил, вместе со своим школьным товарищем, Ант. Ивановым , надгробный памятник Сильв. Щедрину в Сорренто, по эскизу умершего Гальберга, вылепил для академической церкви рельеф ""Ангел, возмущающий воду в Силоамской купели"", произвел, также в сотрудничестве с Ивановым и по эскизу Гальберга, колоссальную фигуру музы Клио для симбирского памятника Карамзину и исполнил несколько портретных бюстов (своей сестры, дитяти князя Голицына, госпожи Бек). Отправившись, наконец, за границу в 1841 г., он поселился в Риме, откуда делал непродолжительные экскурсии в другие места Италии. Здесь произведены им, кроме бюстов архитектора Эппингера , генерала Раевского , графа Вельегорского, живописца Штернберга (находится в музее Академии Художеств) и др., статуя ""Молящийся ангел"" (для князя Голицына), доставившая ему звание академика в 1845 г., и прелестная фигура Русалки (мраморный экземпляр в музее императора Александра III , в Санкт-Петербурге) и группа ""Нимфа и Сатир, надевающий ей на ногу сандалию"" (мраморный экземпляр там же) - лучшее создание художника, явственнее, чем все прочие его работы, характеризующее его направление, состоявшее в соединении античного благородства форм с неподдельной жизненностью, красоты в постановке фигур и плавности линий с осмысленностью выражения. От талантливого художника можно было ожидать еще многих новых, совершеннейших произведений, но злая чахотка преждевременно пресекла его дальнейшее развитие. Он умер в Риме, весной, в 1850 г. Его подробная биография помещена Н. Рамазановым в журнале ""Русский Вестник"" за 1863 г. (т. XLIII, № 1).
|